Бесперспективный интеграционный вектор
Введение визового режима между Украиной и вступившей в Евросоюз Польшей, пусть даже бесплатных, крайне болезненно сказывается на жителях западных областей Украины, для которых мелкая челночная торговля и заработки в Польше были зачастую основным способом существования. Таким образом, единая Европа постепенно отгораживается от Украины, и это заставляет делать соответствующие выводы. Причем выводы не только внешнеполитические, но и внутриполитические. Закрытие перед Украиной дверей в единую Европу может быть весьма болезненно для отдельных политиков, но не для нашей страны в целом.
Что же касается реальных перспектив интеграции Украины в ЕС, то они практически равны нулю. Поскольку в случае такой интеграции на повестку автоматически встанет вопрос о евроинтеграции практически всех других бывших республик СРСР. Включая даже государства Центральной Азии. Европейский Союз со временем может очень быстро превратиться в Азиатско-Европейский союз, что политикам в ведущих государствах Западной Европы и чиновникам в Брюсселе абсолютно не нужно. Более того, гораздо большие шансы быть принятой в члены ЕС имеет Турция. Процесс интеграции турецкой экономики в европейскую фактически завершен -- более 80% турецких товаров так или иначе поступают на европейские рынки. Турция является излюбленным местом отдыха для граждан стран -- членов ЕС, чего отнюдь не скажешь об Украине. Кроме того, с принятием Турции в ЕС вопрос о возможном дальнейшем расширении Евросоюза восточнее и южнее Турции стоять не будет, поскольку Иран вот уже на протяжении 500 лет идейно и религиозно враждебен Турции, с Сирией у Турции весьма напряженные отношения, связанные со спорной областью Хатай, а относительно расширения Евросоюза в сторону Ирана говорить сегодня даже не приходится. Менталитет турецкого населения, особенно в городах, настолько приблизился к западноевропейскому, что турки воспринимают в качестве неевропейского народа выходцев из бывшего Советского Союза. Таким образом, через 10--20 лет восточные границы Евросоюза пройдут по западной границе бывшего СССР и восточной и юго-восточной границе Турции. Что же касается Украины, России и Белоруссии, то им отводится незавидная роль буферных государств и отстойника для мигрантов, которых Евросоюз не хочет пускать на свою территорию. И для того чтобы разговаривать с Евросоюзом если не на равных, то хотя бы на правах младшего партнера, Украине просто необходимо координировать свою политику с бывшими советскими союзниками, и в первую очередь с Россией. А это неизбежно должно привести к созданию экономических и политических объединений на территории бывшего СССР. Это отчетливо понимают и в российском, и в украинском правительствах. Поэтому речь идет не о том, осуществлять или нет экономическую интеграцию, а о том, насколько влиятельной будет позиция того или иного государства в создаваемых ими наднациональных органах.