Над Украиной нависла админреформа

Проведение админреформы — это такой же “летний”, т.е. высокопроблемный и непопулярный проект, какими являются, к примеру, введение повышенных тарифов за проезд в городском транспорте, повышение коммунальных платежей, стоимости мяса, молочных продуктов, высокооктановых бензинов и всяческие эксперименты с валютными курсами. Пожалуй, экспериментирование с введением нового административного районирования и устройства принципиально новой властной вертикали может привести к непредсказуемым последствиям для различных структур и уровней украинского общества. От потрясений не застрахован местный и центральный политикум, среднее звено государственного управления, служащие социальной сферы, прежде всего медики и учителя, но в наибольшей степени — трудовое крестьянство, к которому следует отнести граждан пенсионного возраста, существующих не столько благодаря пенсиям, сколько — приусадебным участкам и огородам, рыбалке, сбору ягод, грибов, лекарственных растений.

Идеология админреформы

Этот основополагающий аспект любой реформы одновременно озвучен и неозвучен. С одной стороны, понятно: Украина под чутким руководством команды Ющенко-Тимошенко-Бессмертного идет в Европу, ЕС, евро-антлантические структуры, включая НАТО. В соответствии с этим правительство унифицирует систему административного устройства и управления, не забывая возрождать из исторического небытия некоторые этнографические элементы. Первым, естественно, отведена системообразующая роль, вторым — роль декораций для западных областей Украины, желающих видеть результаты своего туристско-миграционно-революционного труда.

А что в админреформе не озвучено? Точнее, что озвучено, выслушано, понято, но не всеми, а теми, кому положено. По словам вице-премьера Романа Бессмертного, с реформой в село придут те, кто селу нужен. Люди с деньгами, с навыками бизнеса, со связями в городе. Значит, другие из села будут вытеснены. Куда вытеснены? Очевидно, в районные центры, в города, где Президент пообещал покончить с безработицей. Другими словами, идеологию уничтожения села и строительства на его костях крупных агропромышленных латифундий с привлечением западного капитала никто не скрывает. Это первая истинная цель реформы, а вот вторая цель даже за океаном и в цивилизованных регионах ЕС вызывает негодование. Речь идет об уничтожении властных вертикалей местного уровня, прежде всего чиновничества районных администраций и, как следствие, работа для победы в парламентских выборах 2006 г.

И действительно, с чего бы это новая власть затеяла такой сложный проект, даже не дожидаясь окончательной победы над оппонентами? Не от того ли, что он является одним из элементов, обеспечивающих эту победу? Новые районные структуры будут еще менее компетентны, чем нынешние. И чтобы сохранить свои посты, пойдут на еще большие нарушения в ходе выборов. По принципу “новая метла чисто метет” при перекройке районов можно будет сократить почти всех, кто работал при прежней власти, чтобы лишить оппозицию и просто нелояльные структуры любой возможности влияния и даже сбора информации на местах.

Согласно проекту, административно-территориальное устройство должно быть организовано на трех уровнях — региональном, районном и общинном. Есть и нововведения — образование городов-регионов и городов-районов. Кроме городов Киева и Севастополя, отдельными городами-регионами становятся города с миллионным населением — Харьков, Днепропетровск, Одесса, Донецк, а также крупные города с историческими заслугами — Запорожье и Львов. Нетрудно догадаться, что такое возвышение имеет целью, среди прочего, лишить донецких политиков влияния на население Донецкой области. А ведь по сути донецкая область — это индустриальные и шахтерские сателлиты Донецка, а не только сельскохозяйственные общины. Теперь придется бороться за власть в городе и в области по отдельности, а на это вряд ли хватит ресурсов.

Далее. Если все же регион будет совпадать с нынешними границами областей, возникает вопрос: почему минимальная численность населения региона должна составлять 750 тыс. человек? Или здесь учитывается план поэтапного сокращения численности населения Украины? Правда, под эту планку не подходит один достаточно проблемный для центральной власти регион — Севастополь — и он наверняка будет ликвидирован как самостоятельная административная единица центрального подчинения.

Немного истории

Нынешнее административно-территориальное деление на области, районы и сельсоветы формировалось на протяжении 70-72-х лет советской власти. Большевики в корне разрушили уездно-губернскую систему, создававшуюся несколько веков, тем самым уничтожив властную вертикаль; в дальнейшем советская власть создала относительно эффективную систему хозяйствования и местного самоуправления. Многие мероприятия советской власти “резали по живому”, но тем не менее административно-территориальное устройство доказало свою жизнеустойчивость и в нетронутом виде было унаследовано независимой Украиной.

Пожалуй, только при немецкой оккупации была сделана попытка админреформы. Согласно документу, подписанному Адольфом Гитлером и д-ром Леммерсом, на части Украины, которая не подлежит власти генерального губернатора, создается Рейхскомиссариат “Украина”, возглавляемый Эрихом Кохом, со “столицей” в Ровно. Как пишет в тайной инструкции Коху А. Розенберг, управление должно отказаться от создания вузов, достаточно оставить начальные школы, чтобы создать “общие предпосылки для сегодня глубоко разрушенной жизни”. Можно создать “профессионально-технические учебные заведения с ограниченными задачами, в сфере сельского хозяйства и ремесленничества”. Места немецкой колонизации — Крым и юг Украины — следует превратить в немецкие колонии, заселив их этническими немцами. Все богослужения должны вестись на украинском языке, посланцев других конфессий не следует допускать в Украину, а вот создание местных сект всемерно поощрять, и т.д. и т.п. Более точные указания по поводу управления должны были быть переданы позже через рейхсминистра оккупированных территорий Востока. Не успели.

Конституция 1972 года определяет базовые категории местного самоуправления — советы народных депутатов, область, город, район, район в городе, отделы и управления, сельсоветы. Сфера компетенции местной власти, согласно Конституции (на деле все вопросы решали партийные органы), — государственное, хозяйственное, социально-культурное строительство, планы экономического и социального развития, местные бюджеты, контролирующие функции, координация и контроль за землепользованием, охраной природы, благоустройством, использованием трудовых ресурсов, производством, социально-культурноге и бытовое обслуживание населения.

Если взять документы прошлых лет, административные границы почти совпадают с сегодняшними. Так, указом от 4 декабря 1939 г. созданы Волынская, Дрогобычская, Львовская, Ровенская, Станиславская, Тернопольская области. Уезды безболезненно превратились в районы, Перемышль из Дрогобычской области передан Польше, остальные районы впоследствии после ликвидации области переданы Львовской области. Станислав переименован в Ивано-Франковск. Чуть позже, в 1940 г. у Румынии отобрали северную Буковину и Бесарабию и в состав Украины вошли еще две области — Черновицкая и Измаильская (позднее присоединенная к Одесской).

В 1946 г. была создана Закарпатская область. За небольшим исключением, сегодня центрами районов являются те же города и большие села, что и тогда, только район в 1946 г. назывался округом.

В конце 1950-х гг. был проведен неудачный эксперимент с укрупнением регионов и передачей руководства экономикой местным властям, в Украинской ССР создано 11 совнархозов для более эффективного ведения хозяйства, но, что характерно, административно-территориальное деление не менялось.

 

Пилотный проект — Киевский регион

Первой под нож админреформы по замыслу ее творцов должна лечь Киевская область. В классическом административном духе несколько дней назад в Белой Церкви были собраны чиновники местной власти и самоуправления. Под давлением областного начальства “народные представители” приняли обращение к Президенту и правительству Украины по поводу эксперимента административно-территориального устройства Киевской области. Чиновники понятно — они что угодно проголосуют, лишь бы работу сохранить, а более независимый в своих высказываниях Владимир Литвин заявил, что такой документ обсуждать нельзя, так как он не принят Кабмином и не внесен на рассмотрение Верховной Радой.

“Партактиву” Киевской области предлагаются к рассмотрению семь или восемь вариантов передела киевских областных территорий и, в них располагающихся, — путей сообщения, производств, недвижимости, земли, социальных объектов, населения. Ликвидации подлежат целых 11 районов — Барышевский, Богуславский, Володарский, Згуровский, Киево-Святошинский, Макаровский, Мироновский, Полесский, Рокитнянский, Ставищенский, Яготинский. На их месте предполагается создать четыре новых — Березанский, Боярский, Великодымерский и Узинский, оставшиеся укрупнить, а из трех городов создать города-районы — Ирпень, Бровары, Белая Церковь. При этом Белой Церкви, численность населения которой превышает населенность некоторых областных центров, выделяется сравнительно с Ирпенем небольшой надел земли, соответственно 4,5 тыс. и 20 тыс. га.

С учетом Чернобыльской зоны отчуждения на Киевщине будет 20 районных АТЕ — административно-территориальных единиц. Из 606 сельсоветов будет создано 150 сельских общин.

О некоторых образованиях-ликвидациях стоит сказать особо. В это трудно поверить, но “нарезкой” территорий ведает сугубо техническое ведомство — НИИ геодезии и картографии. Может быть, поэтому предлагается ликвидировать Макаровский район, уроженец которого собирается завершить реформу к выборам. Райцентром Узин предлагается именно в пилотном шестом варианте, в остальных он остается заштатным городком, пострадавшим от конверсии. Впрочем, еще лет восемь назад структуры, близкие Петру Ющенко, собирались на конверсионных объектах размещать таможенные склады для перевалки товаров, перемещаемых по международным транспортным путям.

Проекты городов-регионов,
городов-районов, сельских старост

Согласно проекту реформы район должен охватить не менее 70 тыс. человек, община (громада) — не менее 5-5,3 тыс. человек. Пока областные границы останутся нетронутыми, но внутри границ грядет великий передел: из 20—30 районов образуются 10—20, границы районов неимоверно вытянутся, и для многих жителей, кому до райцентра можно было ездить на велосипеде, теперь прийдется ожидать автобусы, голосовать попутки, электрички штурмовать. Это ничего, что кружными путями, — зато экономия для местных бюджетов.

Укрупненные села, вошедшие в теробщины, будут иметь 20,5 ставки чиновников, а в остальных “малоперспективных” за 0,25 ставки (так в проекте!) староста будет заниматься мониторингом работы почты, мостов, сельского и водного хозяйства, контролировать исполнение Конституции и законов Украины, указов Президента и проч. (Это оставим без комментариев.)

Конечно, летом народу не до социальной и политической активности — летом одни отдыхают, другие экзамены сдают, третьи в поте лица зарабатывают хлеб насущный, чтобы госчиновники его потребляли по цене 1-2 грн. буханка. Но первые ласточки общественных волнений уже имеются. В той же Киевской области начались протесты в “обиженных” районах, причем протестуют в том числе и однопартийцы власть имущих. Та же ситуация в Закарпатье — протесты власти и оппозиции, только последствия от админреформы в горных Закарпатской, Черновицкой и Ивано-Франковской областях могут быть более разрушительными. И сейчас здесь некоторые районы вытягиваются в высоту от 300 м до 2000 м над уровнем моря, но все они, как правило, вытягиваются вдоль нескольких ущелий и долин, а при укрупнении школьнику, умирающему, беременной, пенсионеру, рабочему, бизнесмену придется преодолевать по несколько долин. По-видимому, большинство населения после реформы предпочтет лечиться народными методами, у знахарей, и учиться также будет в церковно-приходских школах. Лучше уж у батюшки буквы изучать, счет, письмо, чем добираться в любую погоду за 5-10-15-20 км в школу.

Не меньшую оппозицию презентация админреформы Одесской области встретила в “южной столице”. Из 26 районов здесь собираются создать 14. Но ведь по территории Одесская область в Украине одна из крупнейших! У местного населения возникают закономерные опасения за будущее своего региона. Уж не собирается ли власть заодно, как это бывало прежде, вырубить виноградники и фруктовые сады?

Как отмечают в облгосадминистрации Киевщины, власть после админреформы станет богаче, самостоятельнее, появятся деньги на дороги, социальную сферу, строительство школ, больниц. Это в районных центрах и городах-районах. А в ликвидированных райцентрах? Кстати, на проведение реформы на одной Киевщине необходимо до 1 млрд. грн. денег налогоплательщиков. Правда, за переименование только одной АТЕ нужно заплатить $20 млн. Всемирному почтовому союзу. А перерегистрация предприятий и частных предпринимателей? А переоформление субсидий, пенсий, медицинских карточек хронических больных?

А представьте себе, что начнется, когда начнут перевозить архивы. Потеряется масса документов, свидетельств прав собственности и т.п. Практика показывает, что в подобных случаях для грамотного чиновника завладение чужой собственностью дело совершенно несложное.

Мировая практика свидетельствует, что укрупнение организационных единиц — путь в никуда. Наоборот, все продвинутые транснациональные корпорации идут по пути дробления и предоставления местным отделениям большей независимости.

Творцы реформы обещают возможность размещения на территориях наименьших АТЕ — общин — подразделений МВД, МЧС, Минздрава. С таким успехом можно обещать каждой общине по американской военной базе.

Дмитрий ЮРЕВИЧ

Hosted by uCoz