Кризис Евросоюза неизбежен... А мы туда еще стремимся.

Основным фундаментом Евросоюза можно считать союз немцев, итальянцев и французов и примыкающие Австрию, Скандинавские страны, Пиренеи. При этом Великобритания, фактически являясь членом ЕС, является государством “надсоюзным” не только потому, что не входит в еврозону, но и потому, что Лондон является самостоятельным центром мировой политики, в отличие от провинциального Берлина, живущего историческим величием Рима и богемного Парижа.

Дальнейшее расширение союза не выгодно ни для стран-членов, ни для стремящихся вступить в ЕС. Одна из причин дальнейшего расширения ЕС — этнополитика, направленная на привлечение большего количества восточных европейцев, вместо арабов или турков, в последние годы активно эмигрирующих в центральную Европу.

Это делается по нескольким причинам. Во-первых, западные славяне ближе по менталитету западноевропейцам, чем те же арабы. Во-вторых, интегрированость в ЕС ближайших соседей России на ее экономику повлияет не лучшим образом. А именно — еще больше склонит российскую экономику на сырьевой путь развития. В противовес этому планы ЕЭП многообещающи, это в первую очередь восстановление и увеличение производственных связей и неизменный рост и развитие индустриального потенциала всех государств, вступающих ЕЭП.

Утверждение, что ЕС был создан для экономического или любого другого противовеса США, весьма условно. На самом деле ЕС — воплощение общеевропейских амбиций крупнейших корпораций Старого Света. Пресловутая глобализация касается в первую очередь стран “золотого миллиарда”, растут объемы взаимной торговли и финансовых потоков именно между ними, а не между богатыми и бедными странами, из которых выкачиваются в основном ресурсы, а это не дает больших цифр в денежном выражении.

Украина не случайно оказалась в центре событий, ей принадлежит значительный сегмент реальной экономики бывшего Союза. Рано или поздно оранжевая верхушка была бы вынуждена согласиться на вступление в ЕЭП. Правда, есть альтернатива — уничтожить украинскую промышленность, и тогда таковая необходимость отпадет. Вместе с надеждами на сохранение даже нынешнего уровня жизни. Благо, пропагандистская машина позволит еще долго списывать все на “тяжелое наследство прежней власти”, по словам Ю. Тимошенко.

Вопрос в том, успеет ли “оранжевая” власть уничтожить или распродать важнейшие промышленные объекты зарубежным инвесторам до вступления в ЕЭП или в Украине родится новый олигархический конгломерат, если не направленный в сторону России, то хотя бы более самостоятельный, не подчиненный указкам Запада. Однако впереди парламентские выборы, и неизвестно чем обернется оранжевый передел собственности и люстрации, применяемые по отношению к “бывшим”. А пока Америка навязывает Европе свои надежды насчет расширения ЕС и НАТО и призывает Ющенко к перманентной евроинтеграции. Внушая обществу мысли об имперских амбициях России в отношении ЕЭП, англо-американские клубы выигрывают время, которого у России нет, а сами наблюдают со стороны, как нередко бывало в истории.

Теперь, когда западные европейцы голосуют против евроконституции, под вопросом целесообразность самого ЕС, что же говорить о расширении. В условиях кризиса Евросоюза формирование ЕЭП может пойти более продуктивными темпами, если только на выборах-2006 Ющенко не удастся сколотить в ВР пропрезидентское большинство.

Новая власть может ждать вступления в ЕС отведенные эфемерные 10—15 лет и потерять доверие граждан. Откроется лишь перспектива выезда на заработки, а какого-либо промышленного или производственного роста подготовка к вступлению в ЕС не предвещает. Поэтому пойти на сближение с Россией правительству необходимо. Настораживает заявление Тимошенко об уменьшении количества принадлежащих государству предприятий.

На прошедшем в середине июня международном инвестиционном форуме (МИФ) или “мини-Давосе” украинской властью был провозглашен меморандум о гарантиях прав владельцев. И прозвучал он после того, как обеспокоенность климатом для инвестиций в Украине выразили члены американских и некоторых европейских делегаций. Ранее об этом говорили многие российские политики и инвесторы, но вразумительного ответа так и не получили. Лишь недавняя встреча Литвина с Путиным немного разрядила ситуацию. Также на форуме была высказана идея создания комиссии или даже министерства по евроинтеграции, что не посодействует развитию ЕЭП. По мнению многих экспертов, без государственной программы развития экономики, которой нет у нынешней власти, преждевременно говорить о какой-либо интеграции.

В сущности МИФ (название говорит само за себя) проведен для поддержания евроинтеграционных иллюзий. Не секрет, что население далеко не в восторге от экономической ситуации в стране. А тут еще западные европейцы выражают недовольство конституцией и расширением ЕС. А форум дает шанс правительству в очередной раз наобещать народу светлое будущее в Евросоюзе.

Андрей ЦХВЕДИАНИ

 

Hosted by uCoz