Искажение информационной картины мира и ее последствия.
Я мастер низких ожиданий…Я не аналитический человек. Я не трачу много времени, думая о себе, думая о том, почему я делаю то, что я делаю.
Джордж Буш - младший.
Наше время является очень своеобразным. Во все времена государства руководствовались своими интересами. Сегодня, в эпоху восстания масс, общественное мнение, особенно в странах Запада, стало играть небывало большую роль, вынуждая свои правительства поступать куда более иррационально, чем раньше. Обычно люди считают, что, например, администрация США принимает решения только на основе рациональных соображений. Но так теперь бывает далеко не всегда. На самом деле, прежде чем предпринять любой серьезный шаг они вынуждены провести огромную работу для пропаганды своих действий, и часто оказываются заложниками ими же созданных общественных стереотипов (они ведь меняются достаточно долго). Так, для того, чтобы американский народ одобрил оккупацию Ирака, понадобилось более десяти лет лепить из Саддама Хуссейна образ мирового злодея. Разумеется, все было ложью - и его участие в терактах 11 сентября, и его участие в производстве оружия массового поражения. Хотя экс-диктатора и трудно назвать ангелом, но на свете попадается множество намного худших лидеров государств. Поддерживаемый Америкой, Лоран Кабила устроил государственный переворот и стал причиной гражданской войны в Заире - самом кровавом вооруженном конфликте со времен второй мировой войны. В нем погибло более трех миллионов человек. Его предшественник - Мабуту, был, бесспорно, коррумпированным и жестоким правителем, но в результате его падения рухнуло и все государство. Сейчас примерно половину его бывшей территории контролирует армия соседней Руанды, крошечного перенаселенного государства. Продолжается там и вялотекущая гражданская война, уносящая все новые жизни. Тем не менее Лоран Кабила, солдаты которого имели плохую привычку не только убивать своих врагов, в том числе и плоенных, но и, зачастую, даже кушать их, не служил объектом международной критики, хотя правил с 1997 года по 2001, когда он был убит. Думается, право не стать чьей-то закуской относится к фундаментальнейшим правам человека. Тем не менее профессиональный борец за “права человека” Вашингтон не трогал нового диктатора Киншассы, как сейчас не трогает его сына - престолонаследника Джозефа. Во-первых, потому, что это “их сукин сын”, во-вторых потому, что жизнь африканского негра ничего не стоит в глазах ни в глазах правителей западного мира, ни в глазах представителей мировых СМИ. Гибель нескольких европейцев или, тем более, американцев, вызывает намного больший общественный резонанс, чем гибель нескольких тысяч негров.
Но, как уже говорилось, в результате господства некоторых общественных стереотипов, политика правительства США и других стран, политические системы которых основаны на манипуляции сознанием граждан, зачастую становится совершенно иррациональной. Мы, например, не видим серьезного “наезда” на Вьетнам. Его, несмотря на авторитарный, коммунистический характер правящего там режима, даже не отнесли к “оси зла”. Дело в том, что вьетнамская кампания, очень неудачная для Вашингтона, оставила слишком сильный шрам в памяти простых американцев, чтобы он мог без серьезного политического ущерба для себя оказывать давление на Ханой, не говоря уже о военной кампании против этой страны. Таким образом, бывшие политические победы над Америкой могут защищать намного лучше, чем совершенная система ПВО или даже атомная бомба.
Тут нельзя не упомянуть и о Северной Корее. Это государство реально имеет оружие массового поражения, и, не в пример Ираку, даже рекламирует его наличие. Тем не менее, войны против Ким Чен Ира пока не предвидится. Колин Пауэлл даже пообещал недавно предоставить письменные гарантии безопасности КНДР, если она откажется от разработок ядерного оружия, что со стороны последний сверхдержавы является небывалой уступкой. Северокорейского вождя защищает не только мощная миллионная армия, но и память о достаточно неудачной для США войне 1953 года, в которой погибло более 50000 их солдат.
Все вышеозначенное относится и к Украине. Ввод наших войск в Ирак не одобряется огромным большинством народа. Но представьте, какова была бы его реакция на новый ввод наших солдат в Афганистан! Поэтому, видимо, наши власти и не делали такой попытки. Жертвы, понесенные советской армией в Афганистане, стали одной из главных причин роста антисоветских настроений, и как следствие, развала СССР. Советская интервенция в эту среднеазиатскую страну была явной ошибкой. Конечно, Москва не могла равнодушно взирать на образование в ее подбрюшье фундаменталистского государства, но здесь нужно было хирургическое вмешательство спецслужб, а не удар армейской кувалдой. Можно было создать лояльный Советскому Союзу режим, просто поддерживая дружественные ему политические силы, а не устанавливая свои порядки прямым военным вмешательством. Память об афганской трагедии не зарубцевалась до сих пор, так что появление украинских солдат не будет грозить тамошним моджахедам еще долгие годы.
Но нельзя не вернуться к проблеме того, кто же станет следующей жертвой вашингтонских стратегов. Исламский мир ни разу не сумел стать причиной массовой гибели американских солдат. Хотя, учитывая размах партизанской войны в недавно оккупированных странах, вполне вероятно, что в будущем в Америке возникнет иракский, афганский, и прочие синдромы, подобные вьетнамскому. Но пока до этого далеко, и сложившиеся общественные стереотипы позволяют пока правительству США напасть на какую-нибудь Сирию или Ирак. Исходя из вышеизложенного, агрессия против этих государств является намного более вероятной, чем против КНДР, не говоря уже о том, что они куда богаче природными ресурсами. Впрочем, до следующих выборов Вашингтон вряд ли рискнет предпринимать какие-либо радикальные шаги.
Мы коснулись пока проблем излишней фиксации внимания человечества на недостатках стран, неугодных западному миру. Но еще более интересная ситуация сложилась с освещением в СМИ научно-технического прогресса. Огромное внимание уделяется информационным технологиям, которые, как принято считать, очень скоро совершенно изменят нашу жизнь. Кстати сказать, прогнозируемых столь многими футурологами изменений почему-то долго не происходит. Предрекали, например, что торговля через интернет потеснит традиционную, что бизнесмены предпочтут связываться между собой по факсу и "всемирной паутине". Увы, оказалось, что личное общение между предпринимателями, личный просмотр покупателем интересующих его товаров не заменят никакие, даже самые совершенные средства связи.
Согласно оценкам американских исследователей, ежегодно, в пересчете на одного человека производится 800 мегабайт информации. Количество информации, хранящейся на бумаге, пленке, магнитных и оптических дисках с 1999 года удвоилось. На первый взгляд, это отрадное явление, отражающее возросшие темпы научного и культурного развития. На самом же деле, подобный рост осуществляется, в основном, за счет повторения сообщенного ранее. Так, выяснилось, что в 2002 году лишь 70 миллионов часов радиопрограмм из 320 были действительно оригинальными, лишь 31 миллион часов из 123 миллионов могут считаться новой информацией.
В научном мире также явно заметно: большинство диссертаций в значительной степени являются компиляцией уже написанных текстов. Таких революционных изменений в быте, которые происходили в первой половине прошлого века, сейчас не наблюдается. Тогда в массовом масштабе была проведена электрификация домов, осуществилось широкое внедрение теле- и радиовещания, парового отопления, водопровода и канализации.
Если внимательнее присмотреться к тем отраслям научного прогресса, где реально происходит серьезное развитие, то это область коммуникаций - сфера, используемая всемирной бюрократией для составления электронных досье, системы учета и манипуляции сознанием. Видимо, именно по этой причине такое большое внимание уделяют мировые СМИ, подконтрольные административной и финансовой верхушке Запада, пропаганде развития всевозможных компьютерных технологий.
Все вышесказанное отнюдь не значит, что технологии эти не нужно развивать. Просто вызывает удивление фиксация на них столь большого внимания. В свое время, в середине 19 века, столь же сильны были надежды на развитие железных дорог. Везде организовывались акционерные общества, занимающиеся этими вопросами. Большинство из них вскоре лопнуло. То же происходит сейчас постепенно и в сфере информационных технологий, которые, при всех их преимуществах, все же менее важны, чем реальное производство.
Для развития последнего необходимо большое количество энергии, а о развитии ядерной энергетики мировые СМИ пишут в основном в негативном ключе. Такое впечатление, что ведется целенаправленная пропаганда, позволяющая развитым странам подрывать экономику ряда стран третьего мира. Вспомним, как лихо был сорван американцами т.н. Бушерский контракт, когда на помощи Ирану в строительстве АЭС Украина могла бы заработать до миллиарда долларов.
Представим себе, что некие ученые изобретут альтернативные традиционным и более эффективные источники энергии. Нефтяные и газовые транснациональные корпорации легли бы в таком случае костьми, чтобы не допустить их внедрения, так как это означало бы их конец. Подобные проекты были бы, скорее всего, задавлены еще в зародыше научной бюрократией, ведь они поставили бы под угрозу огромное количество научных институтов и коллективов. Те же геолого-разведывательные НИИ, институты, занимающиеся нефте- и газо- переработкой приложили бы максимальные усилия, чтобы доказать "бесперспективность" подобных разработок.
Речь идет даже не о заговоре в прямом смысле слова, а о намного худших вещах - о складывающейся в мире системы научной и промышленный бюрократии, которая прикладывает все усилия для торможения научно-технического прогресса.
Ортега-и-Гассет еще в тридцатые годы писал, что количество истинно образованных людей в его время стало меньшим, чем в восемнадцатом веке. Вполне возможно, что он прав. Для развития техники понадобилось большое количество специалистов. Талантливых, способных к активной интеллектуальной деятельности, среди них обычно находилось немного, однако и неталантливое большинство, имея, благодаря наличию диплома, большие амбиции, желало жить хорошо. Оно пролезало на всевозможные административные должности, присваивало себе чужие заслуги, было заинтересовано сохранять существующее статус-кво, а значит - старалось положить в долгий ящик любые перспективные разработки, сам факт существования которых ставит под вопрос эффективность его работы. Сегодня наличие диплома, ученой степени, зачастую говорит не об уровне интеллекта данного индивида, а об уровне его социализации - умении приспосабливаться, самодисциплине, способности удачно компилировать чужие мысли и т.д.
Таким образом, вполне возможно, что человечество подошло к "потолку" научно-технического роста. Но, разумеется, не потому, что открывать стало нечего, а потому, что, как уже говорилось, слишком могущественные силы заинтересованы в торможении НТР.
Еще несколько лет назад украинские и зарубежные ученые много говорили о нанотехнологиях, позволяющих уменьшить процессоры до минимальных размеров и увеличить быстродействие компьютеров. Тема эта постепенно глохнет. Не потому ли, что в случае широкого развития подобных технологий станет ненужной Силиконовая долина в США и другие подобные ей центры?
Об этом можно только догадываться.
В любом случае, возвращаясь к главной теме статьи, можно твердо сказать: информационная картина мира, создаваемая СМИ, основательно искажена в пользу мировой верхушки. Здесь, в Украине, хотя бы частично исправить ситуацию могли бы лишь мощные, государственные информагенства. Медиагруппы, контролируемые тем или иным олигархом, слишком зациклены на вопросах внутриполитической пропаганды, слишком часто пользуются услугами западных медиаимперий, рассказывая о мировых делах, чтобы давать четкую и объективную информацию украинскому населению.
Игорь Друзь.