На главную

Древние архетипы помогают выжить украинской семье

Как известно, родовые отношения у восточных славян, положившие основу украинской нации, имели свои особенности. Отличительной чертой рода являлось происхождение его членов от общего предка. Общий предок имел два значения: "природное" - как реальный предок, и "культурное" - как мифический персонаж. У восточных славян мифическим предком (общим источником происхождения) был не праотец, а три брата. Восточные славяне знают имена этих трех братьев (Кий, Щек, Хорив). В этом архетипе в менталитет украинского народа заложена основа формирования семейного и репродуктивного поведения - стремление иметь большую семью, в которой обязательно должно быть несколько сыновей. При этом обычно сыновья играли для семьи роль, сопоставимую с ролью отца. Полное господство родового быта восточных славян нарушилось с середины IX века, хотя и после Рюрика отдельные феномены родового быта продолжали оказывать влияние на ход нашей истории.

Уход от рода

Происходило усложнение общественной структуры. На социальном пространстве, где родство являлось фактически единственной формой взаимодействия, возникли "три кита", три основных социальных института - семья, церковь, государство, которые разделили между собой основные функции родовой организации. С разложением родовых отношений и выдвижением семейного начала происходили следующие изменения:

- в сознании людей трансформировалось понятие родства;

- функции рода частично переходили к семье, частично - к новым социальным институтам;

- родовое имущество, некогда находившееся в общем владении целого рода, распадалось на части, постепенно переходящие во владение отдельных семейств, функции главы рода частично перешли к главе семьи, частично - к новой общественной власти;

- семейные отношения получили приоритетное значение (как ранее - родовые).

Семья начинает оформляться в самостоятельный социальный институт, приобретает внешний статус. Семейно-родственные отношения в период перехода от родовых отношений к расширенной патриархальной семье складывались в рамках структуры семейной общины. Семейная община представляла собой целостную хозяйственную единицу, хотя ее члены могли жить в нескольких домах.

Возможно, обширность земельных угодий и низкая плотность населения способствовали более продолжительному сохранению системы общинных родственных связей по сравнению с Западной Европой. В консерватизме семейных форм следует видеть не только отрицательные стороны с точки зрения неготовности общества к модернизации, но и положительный момент, связанный с защитой членов семьи и общины от непосредственных жестких воздействий социальных институтов. Семья являлась как бы буфером между государством и личностью.

Христианские корни украинской семьи

Процессы институционализации семьи, государства и церкви шли на Руси практически параллельно. Принятие князем Владимиром православия на Руси в 988 году имело базовое значение для развития семейно-родственных отношений. За образец была взята византийская модель. Православие означало новую фазу в становлении славянской семьи - создание и укрепление моногамии. Запрет полигамии и расширение сферы моногамного брака кардинально изменили семейные нормы и ценности восточных славян. На естественный ход разложения родовых отношений повлияли связанные между собой, дополняющие друг друга следующие социальные процессы: усиление контроля государства и церкви над семьей, реформирование христианских норм семейно-брачного поведения, укрепление правового статуса семьи и изменение внутренней организации семейных отношений.

Взяв на себя контроль над семьей, государство самолично с первых шагов передало его церкви. Первые указы, касающиеся переустройства языческого быта, изданные от лица государства, носили названия Церковных. В первом таком документе - Церковном указе Владимира Святославовича право брачное, семейное, наследственное попало в пространство церковного суда. "Семейные дела", которые решались в период язычества в границах самой семьи и регулировались первобытными, зачастую достаточно жестокими нормами, с принятием христианства попадали под опеку государства и церкви.

С принятием православия на Руси в менталитет народа закладывалась новая модель сексуально-брачного поведения. Основу правовых норм, касающихся семейного поведения, составили начала христианской нравственности. Базовым элементом, который церковь кладет в основу христианского брака, явилась христианская любовь, предполагающая духовное начало, а не плотское. Тема любви между мужем и женой, заложенная в христианской морали, абсолютно не соответствует отношениям влюбленности в современном смысле. Это семейная любовь матери и отца, отменяющая романтизм добрачной связи. Понятие "христианской любви" как семейной обеспечило основные подходы христианской морали к нормативной основе сексуального поведения человека. Это означало, что сексуальные отношения возможны только между одним мужчиной и одной женщиной (создавалась основа моногамного брака) и возможны только в браке, служа репродуктивным целям (слияние сексуального, брачного и репродуктивного поведения), сексуальные отношения между мужем и женой устанавливались на всю жизнь (пожизненный брак, невозможность развода).

Создавался новый социальный конструкт единства репродуктивного и сексуального поведения, который должен был обеспечить численное воспроизводство поколений в условиях семейной организации общества. С этой целью на славянский язык переводились целые кодексы греко-римских постановлений и составлялись церковные уставы Владимира, Ярослава, Святослава с использованием заимствований по регламентации семейного быта. Церковь (в форме церковного права) и государство (в форме светского права) создавали юридические документы, в которых принудительным образом сначала ограничивалась, а потом и запрещалась полигамия и расширялась сфера моногамного брака. Запрещалось наложничество и прелюбодеяние, общепринятые во времена язычества и свидетельствовавшие об автономности брачного и сексуального поведения в дохристианскую эпоху. Также запрещался развод.

Несмотря на главенство мужчины в семье, имущество супругов было раздельным. Приданое или имущество, приобретенное женой самостоятельно, считалось ее собственностью. Забота о состоянии и здоровье детей лежала на матери, которая должна была следить за тем, чтобы дети были обуты, одеты, накормлены. В обязанности отца входило религиозно-нравственное наставление детей, в основном же он был связан с сыновьями в рамках семейного дела. После замужества дочери и перехода в дом мужа ее связь с родительской семьей, в отличие от практики, распространенной в Западной Европе, не прекращалась.

Национальные особенности

Украина выделяется среди других православных стран тем, что со времен древности сумела сохранить принципиальное равноправие в семейно-брачных отношениях между мужчиной и женщиной в вопросах владения собственностью. Во времена средневековья свобода украинских женщин несколько шокировала родственных нам православных жителей Московского княжества, где даже знатные дамы вели затворнический образ жизни. Так называемая материзна, то есть собственность (земля, надел, лес, луг, дом, строения) передавалась строго по материнской линии и только дочерям. Супруг мог только с согласия жены брать в пользование эту землю, но строго отвечал за это.

Вся судебная власть над семейными делами была сосредоточена в руках епископов. Византийская традиция церковного суда, которая на своей родине была урезана и редуцирована государственными чиновниками, здесь расцвела и приобрела силу неписаного закона. Более того, неписаный закон (он же - "звичаєве право") также прекрасно прижился в лоне церковной традиции, где практика устной передачи духовного опыта была необычайно богата.

"Семейные" разногласия православных с католиками

Вот почему во времена распространения католицизма в Украине как особого рода собственнических отношений, основанных на римском праве, которое лишало женщину каких бы то ни было гражданских, семейных и имущественных прав и независимости, активное неприятие этого и сопротивление возникало именно в семьях. И в первую очередь - среди жен и дочерей священников, купцов, шляхты, да и простых крестьян - благо уровень грамотности и житейская смекалка позволяли. Освободительная борьба украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого была также и борьбой за сохранение реального равноправия (в том числе и имущественного) женщины и мужчины, их свободного и нравственного семейного бытия. А это бытие было немыслимо без духовного окормления и организационной поддержки Православной церкви.

В римской (западной) цивилизации неравноправие членов семьи, заключающееся в непомерно большой роли отца, гарантировано самой структурой этого института, где только отец был полностью правоспособным, а остальные члены семьи, рабы, скот и имущество находились в его полной власти, вплоть до права физического уничтожения. Женщины, как и дети, людьми не признавались, никаких гражданских прав не имели. Женщины чужой семьи, ставшие женами сыновей отца-патриарха, навсегда становились собственностью отца-патриарха и теряли какие бы то ни было права в своей прежней семье. Они становились для нее чужими, всякие отношения с прежней семьей, матерью, братьями, сестрами прерывались. Их дети становились собственностью отца-патриарха и находились в его полной власти. Не потому ли именно на Западе возник псевдонаучный психоанализ Фрейда, в котором комплексу ненависти сына к отцу придавалось столь исключительное внимание?

Отношения между членами семьи строились обычно на основании юридических норм, известных как римское право. Так что современные брачные контракты, в которых иногда насчитываются сотни пунктов, включающих все аспекты жизни, начиная с вопросов владения имуществом и заканчивая количеством сексуальных контактов между супругами, весьма часто заключаемые ныне на Западе, являются логическим продолжением этой тенденции.

Древнеримские черты католицизма

Любопытно, что максимальная деспотическая власть отца над семьей существовала в период именно республиканских форм правления в Риме. Зато императорский абсолютизм, заговоры преторианской гвардии приходятся как раз на период ослабления внутрисемейной жизни, упадка власти и влияния авторитета отца, бунта сыновей и игнорирования государством отцовской воли. К моменту появления христианских общин на территории современной Италии родоплеменные отношения давно прекратили свое существование, а социальные институты были более зрелыми.

Новорожденному западному христианству пришлось воспринять социально-культурное устройство Римской империи как данность и организационно приспосабливаться к устоявшемуся и незыблемому порядку. Собственно христианского творчества в сфере семейно-родственных отношений мы не замечаем. Римско-Католическая церковь (РКЦ), по сути, освятила языческий, весьма жестокий семейный уклад. К слову, западная церковь свое социальное тело также организовала по примеру государственного управления Римской империи. Она восприняла ее государственный язык - латинский и переняла многие пагубные предрассудки языческого Рима.

Вместе с тем именно благодаря наполнению новым, христианским смыслом образа отца, обогащению его любовью, состраданием, прощением, мудростью, авторитет отца получил новое подкрепление и позволил христианским семьям и общинам создать новый устойчивый миропорядок, в котором нуждался человек погибающего языческого мира, давно потерявшего внутреннюю энергию и красоту. Следует признать, что не только РКЦ преображала окружающий ее социальный мир, но и общество активно изменяло эту церковь, втягивая ее в мирскую суету, заставляя примерять и носить блестящие одежды некогда великой и исчезнувшей империи.

К сожалению, устройство европейской христианской семьи сохранило основные черты римской семьи до середины XX века, когда численность крестьянского населения сократилась до 30-10% населения. Образ отца земного повлиял на восприятие Отца Небесного, что в свою очередь повлияло на закрепление таких внутрисемейных отношений на долгие века, исключив родительскую любовь и любовь детей к своим родителям из внутреннего мира семейных отношений, подменив ее сыновним и дочерним послушанием, подчинением и уважением, тем самым обеднив душевную жизнь семьи.

Современные аспекты семейных проблем

Нынешние противоречия между православным миром и протестантско-католическим носят объективный характер, они обусловлены резким отличием метафизических оснований, лежащих в основе этих цивилизаций. Следствием наших оснований, к примеру, является славянская открытость и искренность, немыслимые для юридически зарегулированного западного мира. Такие черты наблюдаются там лишь у представителей низов общества. Поэтому мы зачастую выглядим в их глазах хорошо одетыми клошарами (парижскими бродягами). Им органически присуще желание изменить нас в "правильную" сторону. Кроме того, мировая верхушка пытается провести радикальное сокращение численности населения, а подрыв семейных ценностей помогает этому как нельзя лучше.

Нарастающая нехватка ресурсов угрожает "золотому миллиарду" утратой благосостояния. Поэтому уменьшение лишних ртов в третьем мире, к которому теперь, к сожалению, относимся и мы, является важной задачей с точки зрения мировой элиты. Маргарет Тэтчер, Збигнев Бжезинский прямо и открыто заявляли о необходимости радикального сокращения населения стран бывшего СССР.

Давно пора бы привыкнуть к тому, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и если существует огромное количество "грантоедских" организаций, начиная от всяких ассоциаций планирования семьи до "Врачей без границ", внезапно озаботившихся нашими семейными ценностями, то им это зачем-то нужно. Любые государства мира, будь они "тоталитарные" или "демократические", поступают в соответствии со своими интересами, а вовсе не из чувства альтруизма.

Недавно Всемирный банк выделил нам 60 миллионов долларов США для борьбы со СПИДом. Значительная часть этих денег пойдет на организацию учебных программ по так называемой "пропаганде безопасного секса". Но, во-первых, большинство специалистов уверены, что использование презервативов вовсе не дает полной гарантии от заражения ВИЧ-инфекцией. Во-вторых, подобные программы, особенно в молодежной среде, являются завуалированной пропагандой беспорядочных сексуальных связей, не только подрывающих традиционную мораль, но и ведущих к дальнейшему распространению эпидемии. Ведь если 13-летнему мальчишке дают презерватив и полный инструктаж, что с ним делать, то назвать это иначе чем командой к действию просто нельзя.

То же самое относится и к программам по борьбе с наркоманией, внедряемой в наши учебные заведения западными фондами. Детям, к примеру, объясняют, что есть легкие наркотики, не вызывающие физиологического привыкания, что если уж начал "колоться", то используй одноразовые шприцы, и так далее. Легкие наркотики очень часто - трамплин к тяжелым. Бесконечные же разговоры об этом зле - лишний повод для подростка попробовать "запретный плод". Кстати, рекламу о вреде сигарет зачастую финансируют табачные компании, привлекая таким образом интерес молодежи к своей продукции. Ведь давно известно: антиреклама - тоже реклама.

Конечно, наши устои были значительно подорваны не только нынешними "грантоедами", но и десятилетиями советского атеизма, массовым переселением людей в города, многими другими факторами. Тем не менее недооценивать "грантоедский" и мировоззренческий деструктивные факторы тоже нельзя. Разные метафизические основания, лежащие в основе православного и католически-протестантского мира, и сегодня остаются важными причинами противоречий между нами, несмотря на процессы модернизации, подорвавшие устои традиционного общества. К сожалению, общая тенденция развития нашего общества зачастую такова, что из нашего прошлого и западных традиций мы иногда берем наихудшие черты: то возвращаясь к феодализму, то забегая в дебри феминистских перегибов. К примеру, по причине более развитого индивидуализма женщины на Западе играют большую роль в обществе благодаря официально занимаемым ими постам в государстве и бизнесе. В нашей стране женщины много значат благодаря влиянию на своих мужей. Эта тенденция была заметна еще во времена СССР, когда, к примеру, жена Горбачева, не занимая официальных постов, была более значимой фигурой, чем любой министр.

И поэтому для большинства украинцев, традиционно отождествляющих себя с православным христианством, именно православные ценности могут стать фундаментом для нормальной жизни. И не надо пытаться объяснить нынешнюю кризисную ситуацию украинских семей только экономическими проблемами. Многие гораздо более бедные, но обладающие высокими моральными устоями общества чувствуют себя в этом отношении очень хорошо. В Йемене, Алжире или Иране не проводят широкомасштабных пиаровских кампаний по борьбе со СПИДом или наркотиками. Может быть, именно поэтому подобные явления там почти отсутствуют?..

Алексей Мартюшев, Игорь Друзь, "Киевский телеграф

Hosted by uCoz