Кому нужна административно-территориальная реформа

Когда после “оранжевой” революции один из ее главных участников и вдохновителей Роман Безсмертный был назначен на пост вице-премьера по вопросам административно-территориальной реформы, многие восприняли это назначение как опалу бывшего главы штаба и ближайшего соратника Ющенко.

Однако странное дело: сугубо внутренним вопросом Украины—административно-территориальной реформой — вдруг заинтересовались Евросоюз, США и международные финансовые организации, которые это дело всячески приветствуют. С другой стороны, население Украины пока, грубо выражаясь, “не врубилось”, что это за реформа такая — некоторые даже говорят об укрупнении регионов. То есть будут объединять по две-три области в одну. Идея, кстати, не новая и родилась еще во времена президентства Леонида Кравчука, однако успешно саботируемая на всех уровнях и отложенная до лучших времен.

Но люди, вплотную занимающийся вопросами реформы, последнее время утверждают, что начнут ее с низового звенаc первичных территориальных общин. То есть с сельсоветов и поселковых советов — именно там ожидается укрупнение. Причем на словах все будет происходить, естественно, с использованием европейского опыта. И с исключительно благородной целью — уменьшить расходы на административно-территориальные управление и бюджетные расходы.

Проще говоря, планируется ликвидировать сельсоветы и поселковые советы и заменить их укрупненными территориально-административными центрами, которые будут располагаться в городах с населением не менее 5 тыс. жителей, т.е. в райцентрах. То же самое планируется проделать со всей социальной и бюджетной инфраструктурой. Ликвидировать массу сельских школ, больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, детсадов, клубов культуры и библиотек, а также отделений связи “Укрпочты” и Ощадбанка. На этом предлагается сэкономить огромные бюджетные деньги, поскольку содержание в селах всей социальной инфраструктуры убыточно. А теперь посмотрим, к чему это приведет для простых жителей украинской глубинки.

Если сегодня сельская бабушка-пенсионерка по любым вопросам, будь то выдача справки или проблемы с газом, водой, топливом, обращается в сельсовет, который находится в ее родном селе, то теперь ей доведется ехать в райцентр и выстаивать огромные очереди из таких же пенсионеров.

Кроме того, в случае болезни или других непредвиденных обстоятельств ей опять-таки придется обращаться не к сельскому фельдшеру, а ехать в район. Если учесть, что райцентры иногда находятся в 20-30 км от сел и регулярное транспортное сообщение во многих регионах Украины является роскошью, нетрудно представить, в каком положении очутятся тысячи и миллионы простых украинцев. Однако государство очень много на этом сэкономит. Ведь отныне вместо зарплат 20-30 работникам сельсоветов будут платить одному чиновнику в райцентре, который и будет вести дела всех сел в той или иной области.

В настоящее время проект данной реформы активно готовится и, скорее всего, к осени будет вынесен в Верховную Раду, причем вполне возможно, его попытаются протолкнуть до начала парламентской предвыборной кампании. Это тем более важно для инициаторов реформы, поскольку таким образом сам процесс голосования будет контролироваться не на сельском, а на районном уровне, кроме того, масса “нежелательных избирателей” — сельских пенсионеров просто не дойдут до избирательных участков, которые тоже, скорее всего, будут укрупнены.

Таким образом, административно-территориальная реформа в низовом своем звене способна нанести колоссальный удар по благосостоянию миллионов украинцев и ускорить “умирание” украинского села.

Владимир ЦХВЕДИАНИ

Hosted by uCoz