Город-сад или город-ад?

Разрушение киевского городского ландшафта: прошлое, настоящее и будущее

2005 год во многих отношениях может стать решающим в деле коренного изменения внешнего облика столицы Украины. Если в 15-летний предшествующий период новостройки, реконструкции, обделки фасадов, уничтожение скверов, прудов и другие преобразования городского ландшафта в центре Киева носили характер эпизодический и не изменяли его коренным образом, то ни в коем случае то же нельзя сказать о киевских окраинах, как невозможно прогнозировать изменения киевского ландшафта в будущем.

Действительно, единственный новый киевский мост через Днепр соединяет центр города с массивами Осокорки, Поздняки, Харьковский, теми жилыми массивами, которые завершили расширение города в его естественных границах, обозначенных крупными лесными массивами и расстоянием от окраины до центра. Дальнейшее строительство велось преимущественно по принципу “есть деньги — будет жилье”. Городские власти, нередко вкупе с чиновниками Администрации Президента и Кабмина, выискивали подходящие площадки под застройку небольших массивов (например, знаменитые высотки “Царское село”, вокруг которых разгорались информационные войны и даже силовые конфликты) и единичных построек под жилые дома и офисные центры. Дикая застройка конца 1990-х — начала 2000-х гг. всегда была завязана не только на крупных инвестициях, но и на политике, а значит, на коррупции, лоббировании групповых интересов, сносе различных сооружений и построек социальной сферы, уничтожении природных объектов.

На сегодня в Киеве значительно активизировались общественные движения, выступающие против уничтожения парков, скверов, лесов, детских и спортивных площадок, памятников истории, культуры и природы. Такие группы защитников естественной городской среды обитания, противников превращения Киева в каменные джунгли, наполненные смогом и преступностью, создаются и координируются, конечно, политическими партиями, причем как провластными, так и оппозиционными. Немало противоречий существует и между самими провластными партиями, и прежде всего, между группами влияния, близкими к Виктору Ющенко, Юлии Тимошенко, Александру Морозу, с одной стороны, и Александру Омельченко — с другой. Рано или поздно “волна народного негодования” сметет с пьедестала власти нынешнего градоначальника, и партии власти преспокойно поставят на ключевые места в городе и районах своих представителей. Естественно, они будут проводить ту же, в общих чертах, градостроительную политику, а общественные группы и группки, активно проводящие пикеты, митинги (даже сегодня участникам пикетов предлагают “немного подзаработать” на акциях протеста, чему есть свидетельства), небезуспешно отстаивающие свои интересы в суде, преспокойно исчезнут путем самороспуска. Правда, некоторые группы будут продолжать акции протеста — те, кто связан с оппозиционными партиями, а также те жители, кому особенно допекло, скажем, что автостоянка, автозаправка, ресторан и т.п. находятся слишком близко от жилого помещения.

Но все это — разрушение привычной городской среды, места отдыха детей и пенсионеров, школьников и влюбленных парочек — лишь цветочки, не идущие в сравнение с ожидаемыми ягодками дикой урбанизации. Первый год правления режима Ющенко может дать старт проектам, которые по своему значению, капиталовложениям и изменению городского ландшафта превосходят строительство жилых массивов на Левобережье, нового моста через Днепр, новой линии метро и гипотетической киевской монорельсовой дороги! Речь идет о полном сносе киевских хрущевок и строительстве на их месте современных зданий, возведении офисно-гостиничных небоскребов в непосредственной близости от высокого правого берега Днепра, застройку Днепровской набережной от Подола до моста Патона. Общая сумма капиталовложений в эти проекты приближается к $9-10 млрд. Правда, эти проекты игнорируют очень многие факторы — от общественной оппозиции и политического противостояния до возникновения оползней, селей, выхода из строя дренажных и канализационных систем и других техногеннных и естественных катастроф.

Логика урбанизации и передела собственности

Конечно, современная урбанизация вполне логична: на градостроительство все меньше влияют общественные организации, традиции, религия и культура, все больше — наличие инвесторов, миграционно-демографических процессов, в конечном итоге, спроса. Но такое движение вперед “по течению” чревато долгосрочными негативными последствиями, причем дело, скорее, не в природных и техногенных катастрофах, а в перенаселенности столицы, слабо обеспеченной соответствующей инфраструктурой. Быть может, нынешние руководители города не в курсе, что экономический подъем не сегодня-завтра прекратится, и Киев из наиболее богатого, успешного и благоустроенного лидера украинских рейтингов превратится в копию трущебных городов Латинской Америки — Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и т.д.

Исходя из реального расклада мирового разделения экономики нам следует изучить опыт таких ведущих мировых производителей, как Индия, Китай, Бразилия и Мексика. Но отечественная элита предпочитает путешествовать по Франции, Великобритании и Германии, мечтая перенести оттуда опыт градостроительства, формировавшийся десятки и сотни лет. А пока ведущие европейские эксперты соглашаются с выводами известного киевского архитектора Януша Вига: то, что сделано в киевском градостроительстве в течение 15 последних лет, коренным образом разрушило традиционный киевский городской ландшафт. Такого ужаса, как здесь, говорит известный специалист по градостроительству одной из стран ЕС, нет ни в одном городе Европы!

Теперь возьмем пресловутые рейтинги уровня жизни в городах. Согласно рейтингу аналитиков Института реформ за 2004 г., первую строку возглавляет Киев. Неудивительно, что в первой десятке из областных центров и крупных городов компанию Киеву составили лишь Ужгород (4-я строка) и Симферополь (8-я). Остальные города — это курорты и спутники крупных промышленных или транспортных объектов (Славутич, Южное, Кузнецовск, Энергодар, Борисполь, Южноукраинск, Трускавец). Да и Ужгород с Симферополем, как и города в рейтинге на 11-15 позициях, можно смело причислить к курортной зоне. Но интересны критерии рейтинга — доходы бюджетов, число малых предприятий, среднемесячная зарплата, розничный товарооборот, оборот услуг, прирост населения (естественный!), число учащихся учебных заведений. К этому странному перечню следовало бы по логике добавить уровень коррупции, показатель обожания правящего режима и исповедания демократических ценностей, не забыть и частоту митингов-пикетов-демонстраций, иначе не понять, каким образом на уровень жизни влияют число малых предприятий, розничный товарооборот и оборот услуг. Будто “товары” с собственного огорода значительно уступают по качеству импортным — в яркой упаковке, содержащие весь джентльменский набор отравляющих веществ.

А что же реальный уровень жизни? Его нетрудно ощутить, выйдя на окраины Чернигова, Житомира, Харькова, Днепропетровска. В нескольких минутах быстрой езды на авто от центра Днепропетровска кажется, что ты находишься в глухом селе. В 3-4 минутах езды от центра Чернигова оказываешься в старом центре: обилие храмов, каменных и деревянных домов создают иллюзию города первой половины XX или даже XIX века. И аналогичное впечатление — в 90% украинских городов, даже некоторых лидеров рейтинга. Действительно, трудовые ресурсы и финансы дружно переместились из регионов в переполненную столицу, но это не значит, что через некоторое время, не без помощи “народной власти”, мигранты не станут возвращаться. Со всеми вытекающими отсюда проблемами социального, экономического, культурного характера.

Из чего складывается высокий рейтинг Киева

Высокий рейтинг столицы зиждется исключительно на привлечении региональных ресурсов и на международном статусе Киева. Относительное благополучие киевлян соседствует с неприкрытой нищетой провинции. Но так ли уж успешно действует киевское городское хозяйство? Взять беспорядочное, нередко преступное градостроительство — нет. Общественный транспорт — нет. Реанимирование промышленных предприятий — нет. Инфраструктуры — разве что дорогой офисной и развлекательной.

Для чего власть строит храмы?

Для себя строит. В городском бюджете это копейки, плюс инвесторы, плюс спонсоры и благотворители, которые не раскошелятся на очистку леса и парков от мусора, на благоустройство кладбища (в плачевном состоянии, например, кладбище города-спутника Вишневое), свалки, атомного могильника. В лесах на юг, на север, северо-запад и восток, в пределах города и за городской чертой годами гниют похищенные и разукомплектованные автомобили, разнообразные строительные и промышленные отходы. В качестве заброшенных памятников городской власти.

Но вернемся к строительству храмов. Не секрет, что строительство церквей, соборов, колоколен, монастырей, уничтоженных в XX веке, исключительно выгодно городской и государственной власти. Во-первых, повышается имидж правящего режима, западные гости могут одобрительно похлопать чиновника по плечу, хорошо, мол, исправляетесь. Отсюда — легче налаживать взаимовыгодное сотрудничество, получать помощь от Запада в виде грантов, кредитов, инвестиций, политической поддержки. Во-вторых, такие объекты привлекают туриста, приносят немалую выручку муниципальным службам и частным предпринимателям. В одном из парков неподалеку от медгородка построен этнографический городок наподобие Музея архитектуры и быта в Пирогово. Есть там и возведенный за полгода деревянный храм, принадлежащий, конечно, раскольникам. Цель очевидна — собирать выручку с туристов. Наконец, в-третьих, такое строительство служит оправданием перед собственным народом: мы вот строим храмы, ну прямо как святой Владимир Креститель, Ярослав Мудрый, святой Петр (Могила), как гетман Мазепа, а предыдущая власть только и делала, что разрушала, гонения устраивала на православных.

Такие новостройки, как Михайловский Златоверхий, церковь Богородицы Пирогощи, да и Успенский собор в Киеве, Пятницкая церковь в Чернигове служат объектом привлечения туристов. Верующих в них, за исключением православного кафедрального Успенского собора, совсем немного. И вот принято решение воссоздать знаменитую Десятинную церковь Пресвятой Богородицы. Этот вопрос лично курирует сам Президент.

Мания гигантских проектов

Кроме строительства Десятинной на глине, изобилующей многими культурными слоями от Триполья до святого Владимира и нашествия монголов, для чего строители обязательно обратятся к услугам французских или украинских предприятий, специализирующихся на забивании свай, городские власти рассматривают целый ряд проектов, способных совершенно изменить облик города. В конце 1980-х одним из лозунгов перестройки был отказ от так называемой “гигантомании”. Но теперь некоторым архитекторам не дают спокойно спать величественные сооружения Америки и ЕС.

Строительство нескольких новых театров, в т.ч. на Левом берегу, сооружение нового мостового перехода через Днепр, двух новых веток метро, уничтожение парковой зоны Труханова острова, сооружение взамен старых антисанитарных новых современных рынков — все это небольшие текущие проекты. Из действительно крупных проектов стоит выделить три — возведение двух небоскребов на участках, непосредственно примыкающих к покрытому лесом высокому берегу Днепра, застройку набережной от Подола до моста Патона, замена нескольких тысяч киевских хрущевок и сталинок на современные высотные здания.

Пожалуй, лишь последний проект нужен городу. С рядом условий, которые должны выполнить строители. А именно: соблюсти интересы жильцов, касающиеся жилплощади и удобств, обеспечить сооружение инфраструктурных объектов, не исказить градостроительный ландшафт. На сегодняшний день известно, что за дело взялась московская фирма, имеющая подобный опыт в Москве. Строительство будет вестись не на свободных спортплощадках и скверах, но системным волновым способом: сооружается первый дом, в него идет заселение, затем сносятся освобожденные дома, строятся следующие дом-два, расселение и заселение и т.д. Общая сумма капвложений — $5-8 млрд.

Что касается первых двух проектов, которые активно продвигает творец сегодняшнего Майдана Независимости Бабушкин, то они способны, как говорилось выше, совершенно исказить облик киевской природной жемчужины — Киевских круч, нарушить дренажно-канализационную систему, вызвать обвалы и оползни, “затереть” Киево-Печерскую лавру между торгово-развлекательными и офисно-гостиничными сооружениями. Впрочем, темпы строительства офисно-гостиничных и, в особенности, торгово-развлекательных центров с каждым годом ускоряются, причем как в центре, так и за редким исключением на окраинах. Капиталовложения составляют от $1,5 до $2,5 млрд. Не факт, что такие объекты, рассчитанные на отечественных миллионеров и иностранцев, в будущем окупятся, а вот банкротство — штука вполне реальная, особенно если палаточные городки разбивать где только возможно.

 

Hosted by uCoz